Актуальность темы:
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Цель: Развитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Период
|
Содержание работы
|
Применение
|
Сентябрь 2019г.
|
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
|
Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР:
|
Октябрь 2019г.
|
Подбор игр и упражнений для детей 4-6 лет с ОНР .
|
«Развитие речи дошкольников дома».
Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР.
|
Ноябрь
2019г.
|
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
|
Приобрести сюжетные картины по лексическим темам.
|
Декабрь 2019г
|
Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук.
|
Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук»
|
Январь 2020г
|
Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР.
|
Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР».
|
Февраль 2020
|
Составление загадок. Развитие монологической речи детей.
|
Вечер отдыха: «В мире загадок».
|
Март 2020г.
|
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова»
|
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
|
Апрель 2020г.
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
|
Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
|
Май
2020г.
|
Открытое занятие для родителей.
|
Ознакомление родителей с деятельностью воспитателя и логопеда
|
Сентябрь 2020г
|
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии
|
Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР:
|
Октябрь 2020г
|
Упражнения на улучшения связной речи. Активизация и обогащение словаря
|
Изготовление и освоение дидактических игр.
|
Ноябрь 2020г
|
Разучивание стихов, потешек
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
|
Подготовка картотеки по речевой гимнастике
|
Декабрь 2020г.
|
Работа с загадками. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки Развивать монологическую речь детей.
|
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
|
Январь 2021г
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
|
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
|
Февраль 2021г.
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
|
Конкурс чтецов.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима».
|
Март 2021г
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
|
Показ сказки «Репка» детям младшей группы
|
Апрель 2021г
|
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
|
Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.
|
Май 2021г
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой
Учить детей рассматривать картинку и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
|
Ознакомление родителей с деятельностью воспитателя и логопеда
|
|